Финансовый бизнес,
6 января 2003 г.
Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств 1952 просмотра
В результате финансового кризиса 90-х годов пострадали многие структуры экономической системы нашей страны. Страховой рынок, как неотъемлемая часть этой системы, тоже не избежал потерь. Но несмотря на это, клиенты страховых компаний могут рассчитывать на исполнение обязательств по заключенным договорам.
Развитие отечественного страхового рынка является одним из важнейших условий становления российской экономики. Как бизнес страхование в России действует чуть более десяти лет. Но даже за этот небольшой срок оно добилось хороших результатов, которые благоприятно сказались на развитии экономики Российской Федерации. С каждым годом интерес к страхованию юридических и физических лиц возрастает. Однако ведущие специалисты считают, что страховое дело в России находится лишь на начальном этапе.
В западных странах доля валового национального продукта, используемого через механизм страхования, составляет как минимум 12%. В России этот показатель не достигает и 1%. Причин тому несколько: затянувшаяся нестабильность отечественной экономики, недостаточное внимание государства к страховому делу, недоверие населена к частному бизнесу в сфере страхования и, наконец, просто низкий уровень знаний в этой области.
Возможно, именно поэтому российские законодатели считают необходимым введение обязательного страхования в России. На данный момент существует несколько видов обязательного страхования: медицинское страхование, страхование от несчастных случаев на производстве, личное страхование пассажиров и совершенно новое для нашей страны, но необходимое в этот период, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Федеральный закон от 25 апреля 2002 года вступает в силу с 1 июля 2003 года, но уже представляет интерес для граждан России. Именно этот документ и является предметом рассмотрения в данной статье.
Рост интенсивности дорожного движения, сопровождающийся ростом дорожно-транспортных происшествий не только на территории России, но и ее субъектов, обуславливает необходимость обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, так как механическое транспортное средство, автомобиль, мотоцикл, мопед выступают источником повышенной опасности для участников дорожного движения и могут причинить вред их жизни, здоровью или имуществу.
Во многих зарубежных странах страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средства носит обязательный характер. Как и в нашей стране, система страхования автогражданской ответственности за рубежом называется «Зеленая карта». Она была сформирована и введена в действие в 1953 г. на основе международного соглашения десяти стран БЭС (Бельгия, Великобритания, Дания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ, Франция).
Универсальный договор 1995 г. объединил в систему «Зеленая карта» уже 37 государств, в том числе 18 западноевропейских, 7 ближневосточных, 10 бывших советских республик, а также африканских и других стран.
По данному соглашению, страховой полис по автогражданской ответственности, выданный в любой стране, являющейся участницей этого соглашения, будет действителен на территории другой страны, принявшей это соглашение. Это означает, что если иностранным держателем такого полиса нанесен ущерб третьей стороне в стране пребывания члена соглашения, вследствие чего возникает ответственность к страховой организации, к которой он обратился, та, в свою очередь, должна полностью возместить ущерб, оказать ему необходимую помощь и взыскать возникшие в этой связи расходы со страховой компании, выдавшей полис.
На данный момент Россия не входит в соглашение «Зеленая карта», но это может произойти в самое ближайшее время.
Цель страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств — предоставление финансовых гарантий возникновения убытков страхования владельца автотранспортного средства, возникших вследствие обязанности возместить вред, причиненный страхователем третьему лицу.
В первую очередь, страхователей интересует вопрос, как же будут производиться страховые выплаты по договору страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Именно по этому поводу законодатели дают следующие пояснения.
1. Потерпевший вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу, в пределах страховой суммы. Заявление потерпевшего, содержащее требование о страховой выплате, с приложенными к нему документами о наступлении страхового случая и размере подлежащего возмещению вреда направляется страховщику по местонахождению страховщика или его представителя, уполномоченного страховщиком на рассмотрение указанных требований потерпевшего и осуществление страховых выплат.
Местонахождение и почтовый адрес страховщика, а также всех его представителей в субъектах Российской Федерации, средства связи с ними и сведения о времени их работы должны быть указаны в страховом полисе.
2. Страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате и приложенные к нему документы в течение 15 дней со дня их получения. В течение указанного срока страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ. До полного определения размера подлежащего возмещению вреда страховщик вправе по заявлению потерпевшего произвести часть страховой выплаты, соответствующую фактически определенной части указанного вреда. По согласованию с потерпевшим и на условиях, предусмотренных договором обязательного страхования, страховщик вправе в счет страховой выплаты организовать и оплатить ремонт поврежденного имущества.
3. Если при наступлении страхового случая страховые выплаты должны быть произведены нескольким потерпевшим и сумма их требований, предъявленных страховщику на день первой страховой выплаты по этому страховому случаю превышает страховую сумму по обязательному страхованию, то страховые выплаты производятся пропорционально отношению страховой суммы к сумме указанных требований потерпевших.
4. Страховщик освобождается от обязанности произвести страховую выплату в случаях, предусмотренных законом и (или) договором обязательного страхования.
В случаях, когда страховщик обанкротился или лицо, причинившее вред, неизвестно, законом предусмотрено следующее.
Компенсационная выплата в счет возмещения вреда жизни или здоровью потерпевшего производится в случаях, если страховая выплата по договору обязательного страхования не может быть осуществлена вследствие:
а) применения к страховщику процедуры банкротства, предусмотренной федеральным законом;
б) неизвестности лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред;
в) отсутствия договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица; из-за неисполнения им установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию, если при этом требование потерпевшего о возмещении причиненного вреда не было удовлетворено, несмотря на осуществление потерпевшим предусмотренных законодательством Российской Федерации действий по взысканию причитающегося ему возмещения.
Иск по требованиям потерпевших об осуществлении компенсационных выплат может быть предъявлен в течение двух лет.
Таким образом, законодательно предусмотрены все возможные случаи по поводу выплат, связанных с автогражданской ответственностью, третьим лицам.
Как будет решен вопрос по поводу возникновения правоотношений по данному правовому акту? Вследствие чего возникают правоотношения по обязательному страхованию — в силу закона или договора?
Если добровольное страхование возникает в силу договора, то, следовательно, оно обязательное в силу закона. Понятно, что в условиях государственной монополии на страхование нет необходимости особым образом регламентировать порядок заключения и исполнения договора страхования, устанавливать законодательные требования к страховщику, определяющие его правоспособность к осуществлению конкретного вида обязательного страхования. Но также нельзя забывать, что даже в таких условиях страховые правоотношения могут возникнуть исключительно между реальными субъектами — страхователем и страховщиком.
Невозможно предположить, что правоотношение может возникнуть между определенным страховщиком и миллионом потенциальных страхователей без заключения договора. Это и понятно, ведь страховой риск и объект страхования всегда принадлежат конкретному страховщику и страхователю, заключившему между собой договор страхования, даже если федеральным законом предусмотрено обязательное страхование.
Вот почему на данном этапе развития нашего страхового рынка гражданская ответственность владельцев автотранспортных средств является одним из приоритетных направлений страхования в Российской Федерации.
ЛУБОЧКИНА Людмила Владимировна, КГАУ
Вся пресса за 6 января 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Выплаты, Автострахование, Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
RUGRAD.EU, Калининград, 25 ноября 2024 г.
Калининградскую область поставили на 17 место по безаварийным водителям
|
|
РИАМО, 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт Баканов: повышение штрафа за отсутствие ОСАГО давно напрашивалось
|
|
NEWS.ru, 25 ноября 2024 г.
Юрист раскрыл, что могут получить пассажиры загоревшегося в Турции самолета
|
|
genproc.gov.ru, 25 ноября 2024 г.
В Саратовской области прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве на сумму более 13,5 млн рублей
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
В РСА назвали регионы-лидеры по числу убыточных договоров ОСАГО
|
|
Тренд, Баку, 25 ноября 2024 г.
За ущерб фруктовым садам выплачена рекордная сумма аграрного страхования
|
|
Деловой Петербург, 25 ноября 2024 г.
Власти Ленобласти взяли на контроль выплаты пострадавшим в Новоселье
|
|
Наша версия, 25 ноября 2024 г.
Деньги страхователей достались страховщикам
|
|
Интерфакс, 25 ноября 2024 г.
Большинство убыточных договоров ОСАГО за год отмечалось в Дагестане и Чечне
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Названы сферы с самыми высокими зарплатами в России в сентябре
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Более 20 тысяч компаний получили поддержку Группы РЭЦ за десять месяцев
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
Кибератаки обошлись британским компаниям в $55 млрд за последние 5 лет
|
|
Капитал.kz, Алматы, 25 ноября 2024 г.
Азамат Керимбаев: Пора вводить такое понятие как «страховой скоринг»
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
АИС страхование будет дважды проверять отсутствие ОСАГО по данным с дорожных камер – НСИС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор представил итоги развития страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Бывшего архангельского адвоката осудили на 8 лет за аферы на 32 млн руб
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор Сингапура выпустил правила одобрения продуктов для отрасли страхования жизни
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|